No. 6

1. Удача! Поклон Шиве!
Слава вечному Стхану (т.е., Шиве), украшенному копной сплетенных великолепных волос, усеянных лучами луны, (только) один лик которого является (олицетворением) соединения всех божеств.
2. После него, слава лучшим из дваждырожденных, которые, как боги на земле, знатокам Сама, Риг и Яджур Веды - милость их охраняет постоянно три мира от страха и от порока.
3. И вслед за ними, слава Какустхаварману,   обликом подобному Сурендре 1, обладающему обширными знаниями, царю, (который, как) луна - в небе могучего рода военачальников-Кадамбов.
4. Был могущественный род дваждырожденных, круг своих достоинств как лучи луны (везде) распространяющий. (В нем появился) сын Харити, следующий путем трех Вед 2, рожденный в готре выдающихся мудрецов Манавья.
5. Волосы (его были) влажными от постоянного окропления священной водой при осуществлении разнообразных жертвоприношений и омовений, (был он) искусным в погружении в священные тексты, возжигающим (священный) огонь и пьющим сому, согласно предписаниям.
6. Внутренняя часть (его) дома  громко оглашалась звуками чтения (текстов) связанных с шестью предметами для изучения 3, с предшествующим слогом "Ом" 4, (который) способствовал процветанию обильных чатурмасья 5, хома 6, ишти 7, пашу 8, парвана 9, шраддха 10.
7. Жилище (которого) доставляло удовольствие гостям, (где), постоянно совершаемое (подношение пищи) сопровождалось тройным возлиянием11 (и где) дерево Кадамба12 с раскрывшимися (бутонами) росло вблизи от дома.
8. (И, поскольку), он ухаживал за ним, так возникло сходство по имени с деревом этого брахманского рода 13, (признанное) многими, как их отличие.
9. В появившемся, таким образом, роду Кадамбов - был рожден лучший из брахманов, по имени Маюрашарман, почтенный, украшенный ученостью, добродетелью и чистотой.
10. Он вместе с учителем Вирашарманом 14 поехал в город царя Паллавов, и, желая (постичь) все священное учение, в гхатику15 быстро направился, как нищий монах.
11. Там же, разгневанный суровой ссорой с конюшим 16 царя Паллавов, он подумал - "Ох, увы, сколь хрупко положение брахманов в этой Кали-юге (в отличие) от положения кшатриев!
12. (Ибо) когда (кто-либо), оказывает почтение семье учителя, (благодаря) изучению наук, также, старательный, (достигает) святости брахмана, (и, вместе с тем,) зависит от царя - что иное есть более плохое (на свете)?"
13. (И) рукой способной крепко держать траву куша, дрова (для поддержки жертвенного огня), камень, ковш, топленое масло (служащие для жертвоприношений), жертвенный сосуд и другое (приличествующее брахману), вынул он сверкающий меч (из ножен), желающий завоевания земли.
14. Внезапно (напав и) победив хранителей окраин (страны) царей Паллавов в сражении, занял он труднодоступный лес, протянувшийся до ворот Шри-Парваты,
15. (И) от "круга царей" во главе с могучими Банами 17 получил (он) много податей. Таким образом, по этим причинам, поднялись (от удивления) нахмуренные брови царей Паллавов 18.
16. Блистал (он, благодаря) быстрому приходу и завершению своих обетов, успешному осуществления (своих дел) и (благодаря) усилению мощных набегов (его на соседей).
17. (И) по прибывшим во множестве, желающим напасть (на него), врагам - царям Канчи, по ночам (когда их войска находились на) отдыхе (или осуществляли) движение по враждебным областям, в местах (удобных) для нападения,
18. Могучий, подобно орлу, наносил он удары. (И, лишь ослабив их), достиг тогда океана их войск (он), прибегнувший только к помощи меча в руках (и) явился причиной появления их бедствий 19.
19. Цари Паллавов почувствовав истощение (войска), найдя силу (его), а также могущество и род (непобедимыми): "Нет вреда от его превосходства", - так сказав, быстро избрали (его) союзником.
20. Затем, объединенный (с Паллавами), оказав почтение хранителям земли победами в сражениях, достиг (он) почета (быть) коронованным диадемой, (что было) осуществлено (самими) Паллавами с побегами в руках 20.
21. И, таким образом, (получил он эту) землю, вплоть до (границ), порожденных водами западного моря, танцующего в поднимающихся и падающих изогнутых волнах, установленную по договору, недоступную ни для кого, граничащую с Прехара 21,
22. (Тот), кого Шестиликий 22, (ступни) ног (которого, подобные) лотосам, были отполированы коронами (представителей) объединения (царей-) мудрецов 23 короновал на царство после (его) поклонения перед Сенапати вместе с (его, т.е. Сканды) матерями 24.
23. Сын его (был) Кангаварман, осуществивший великие (подвиги), необузданный в ужасных сражениях, (чья) корона была вознесена над превосходными белыми опахалами (на головах правителей) всей его державы, склоненных (перед ним).
24. Сын его Бхагиратха, единственный правитель, достойный невесты - земли Кадамбов, сам (был подобен) главному (из потомков) Сагары 25, рожденный тайно в семье Кадамбов, верховный царь по рождению.
25. Потом был его, почтенного царями, сын - знаменитый царь Рагху, чрезвычайно удачливый, который, подобно Притху 26, покончив (с) врагами, благодаря недостижимому могуществу, (дал возможность) пользоваться землей своему роду.
26. (Его) лицо было усеяно (шрамами) от мечей врагов (полученными) в ужасных сражениях, (ибо) поражал он неприятелей, обращенный к ним лицом. Был он сведущ в путях священного знания, поэтом, жертвователем, знатоком различных искусств, любимым подданными.
27. Его брат, (обладавший) прекрасным телом, (голосом), звучащим глубоко, (как из) тучи, искусный в (стремлении к) освобождению и триварге 27, проявляющий заботу о родственниках, сын Бхагиратхи, обладавший походкой царя зверей, был Какустха, слава (которого) была (широко) известна в кругу земель.
28. (Достоинствами этого) царя, украшения рода (Кадамбов), были - война с более сильными, сострадание к ищущим (сострадания), защита подданных, помощь убогим, оказание почтения дваждырожденным и начальникам (раздачей им) лучших богатств. Украшением (земли), наивысшим по мудрости, считали (его иные) цари, другом богов, действительным Какустхой 28, в этом отношении (ему, т.е. Раме) следовавшим.
29. Как побежденные зноем стада антилоп, вступив (под тень) рощи деревьев, достигают покоя для душ сжатых наслаждением от тени, таким же образом (его) родственники со связанными (с ними людьми) пришедшие (к нему), угнетенные более сильными, приобрели спокойствие и убежище, земель его достигнув.
30. В домах его, в грудах, отборные ценности различного вида (находились), ворота (домов) благоухали соком возбужденных слонов, (а внутренние покои) оглашались звуками прекрасного пения, (где) Лакшми, (в облике) женщины, удовлетворенная очень долго отдыхала.
31. Этот солнце-царь, благодаря лучам-дочерям оживлял сухие земли (с растущими на них подобными) цветкам дневного лотоса семьями царей - Гуптов и иных 29, прекрасные тычинки (которых были) - живущие (на них) многочисленные цари, (подобные) пчелам, (преисполненные) привязанностью, уважением, любовью и почтением (к нему).
32. Перед которым, пользующимся благосклонностью судьбы, веселым по поведению, одаренным тройной силой 30 и находящимся (в положении) "ожидание", драгоценности на головах соседей (царей), которые не были покорены (с использованием) пяти иных способов, смиренно склонились.
33. Здесь, у приносящего счастье великого жилища бога Бхава и других, часто посещаемого ганами Сиддхов, Гандхарвов и Ракшасов, постоянно прославляемого в обетах, жертвенными возлияниями, освящениями, и другими (церемониями совершаемыми) брахманами (и) брахманскими учениками, с (рецитацией) благоприятных священных изречений, жаждущими блага для себя, добродетельными царями земли - Сатакарни и другими, с восторгом восхваленного - этот глубокий водоем, убежище, используемое для обильных вод, было построено царем Какустхаварманом.
34. (И) эту свою поэму на поверхности камня записал Кубджа, занятый исполнением выдающихся повелений царя Шри Шантивармана, его (т.е. Какустхавармана) родного сына, прекрасного обликом, блистающего, нанесенную на три пластины (созданную) по причине широко (известной) славы (Какустхавармана).\
Стк. 15. Почтение великому Махадеве (Шиве), живущему в Стханакундуре. Пусть сопутствует радость этому месту посещаемому всеми соседями. Благо для всех людей!


1 Главы богов, Индры. Назад
2 Здесь мы следуем Ф.Кильхорну, хотя в тексте говорится буквально: "следующий (путем своих предков,) трех ришей". Вместе с тем, следует отметить похожие контексты встречающнеся в надписях Матхаров и Шайлодбхавов из Ориссы, которые являются указанием на правару (подразделение готры) получателей дарений, например Buguda plates, EI, III, p.41-46, Nivina plates, EI, XXI, p. 34-41, Ragolu plates, EI, XII, p.1-4. Назад
3 По мнению Кильхорна здесь имеются в виду 6 Веданг, дисциплин, считавшихся вспомогательными при изучении Вед (т.е. - фонетика, метрика, грамматика, этимология, ритуал и астрономия). Т.е., имеется в виду, что в доме царя постоянно занимались чтением Вед и Веданг. Назад
4 Благочестивое восклицание в начале и в конце чтения священных мантр, священных текстов и т.п. Назад
5 Сложный сезонный ритуал, состоявший из 3 (реже 4) частей, каждая из которых совершалась в начале сезона из четырех месяцев. Назад
6 Ритуал возлияния или бросания в священный огонь жертвенных материалов. Назад
7 Жертвоприношение пищей. Назад
8 Жертвоприношение священного животного. Назад
9 Ритуал, совершаемый в день перехода луны из одной фазы в другую Назад
10 Ритуал поминовения предков. Назад
11 Savana, также, ритуал приготовления сомы. Назад
12 Anthocephalus Kadamba, дерево, растущее на Малабарском побережье и в Гималаях. Назад
13 Буквально - "брахманов-соучеников". Назад
14 Он был дедом Маюрашармана. Назад
15 Известная и по иным источникам школа брахманской учености в Канчипураме, где правили цари из династии Паллавов. Назад
16 Буквально: "стоящим у лошади". Подобного рода обозначения приближенных царя (а это именно приближенный, в ином случае - как сама "ссора", так и последующие события выглядят странными) прекрасно известна в Назад
17 Династия правителей, зависимых от Паллавов. Назад
18 Современником Маюрашармана был знаменитый царь Паллавов Шиваскандаварман I. Примечательно, что здесь и далее о царях Паллавов говорится во множественном числе. Это Назад
19 Т.е. того, что Паллавы потерпели поражение Назад
20 Это является указанием на определенный ритуал коронации. Назад
21 Река Малпрабха, приток Кришны. Назад
22 Эпитет Сканды-Карттикеи, бога войны, сына Шивы и предводителя его войск, так же, как и Сенапати, военачальник, ниже. Кадамбы все свои надписи начинают с указания на то, что их предок был коронован самим Скандой. Назад
23 Характерное для множества надписей различного времени выражение, подразумевающее выражение покорности подчиненными царями. Назад
24 См., подробно о шести матерях шестиликого Сканды в: Махабхарата. Книга Лесная ("Араньякапарва"). Пер. и комм. Я.В.Василькова и С.Л.Невелевой, М.1987, с 690 и др. Назад
25 Легендарный царь из "Солнечной династии", рожденный в тайне сын Дилипы, потомок Сагары. По легендам - он, совершая аскетические подвиги, был причиной того, что священная река Ганга спустилась с небес на землю. Таким образом, он способствовал совершению ритуала истинного очищения водой Ганги останков 60000 своих предков. Назад
26 Один из первых царей "Солнечной" династии. По легендам - от него "земля" получила название "Притхиви". Назад
27 Три цели жизни - дхарма (благочестие), артха (выгода), кама (наслаждение). Назад
28 В литературе Какустха или Какутстха - имя Рамы или Лакшманы. Назад
29 Супругами дочерей Какустхавармана были цари из династии Гупта - Кумарагупта, или Скандагупта, его дочерью была Аджхита-Бхаттарика, супруга Нарендрасены Вакатака. См., подробнее, Gopal B.R., Указ. соч., с. XXXX-XXXXII. Назад
30 Тришакти - сила знания="сила совета" (мантрашакти), сила казны и войска = "сила (материального) могущества" и сила "сила усердия" Назад